Казахстан: Муки костанайских мукомолов

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан: Муки костанайских мукомолов

Кустанай в конце ХIХ века нельзя было представить без многочисленных мельниц - ветряных, водяных, конных, паровых, а на гербе гордо смотрелась ветряная мельница. Сам промысел являлся самым выгодным по меркам столетней давности. Сегодня мукомолы Костанайской области также стараются удержаться на плаву рынка, но с каждым годом не упасть с него в глубины банкротства становится все труднее. Почему?

Мелим, пока мелится

Кустанай в конце ХIХ века нельзя было представить без многочисленных мельниц - ветряных, водяных, конных, паровых, а на гербе гордо смотрелась ветряная мельница. Сам промысел являлся самым выгодным. Владелец мельницы не нес почти никаких расходов по ее содержанию, за исключением первоначальных затрат на строительство и приобретение примитивного оборудования. К исходу 90-х годов ХIХ века за городом к югу и северу от него насчитывалось до 100 мельниц с суточной производительностью от 100 до 200 пудов муки.

С железнодорожной станции Курганской губернии отправляли купцы свою продукцию в город Ростов, где ее поджидали купцы аглицкие. И платили они за нее чистым золотом. Ибо мука эта ценилась в Англии на вес золота.

Сегодня Костанайская область статус свой в мукомольном бизнесе не потеряла, занимая лидирующие позиции в стране, - более четверти объема производства муки в стране, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».

Талиб Санакулов в мельничном бизнесе уже больше 10 лет. Говорит, что первоначально его предприятие весьма активно занималось лишь выращиванием пшеницы, но затем решили взяться за переработку. Мука от «Алтын май» продается либо в Казахстане, либо идет в центральноазиатские страны. Смотря, насколько удачный год получится.

- В прошлом году был очень слабый урожай, зерна было мало. В этом году цены пока приемлемые, афганский рынок оживился. Естественно, мы подписали хорошие контракты и на уровне нынешних цен - пока можно нам работать, - рассказывает он.

Талиб Санакулов продолжает, у него три крупные мельницы. Из них только одна работает круглый год, выдавая на-гора по 350 тонн муки в сутки. В общей сложности предприятие на полную мощность не работает. Мукомол называет цифру - 40 процентов и сокрушенно вздыхает.

- Страны-импортеры, куда мы везем свою муку, начали активно заниматься строительством мельничных комплексов. Взялись за переработку, поэтому спрос идет на зерно. Кроме этого, они ввели льготные условия для своих сельхозпереработчиков. В связи с этим на муку ввели пошлину, акцизы, подняли ставку НДС в 2 раза. Это и объясняет трудности в реализации нашей муки, - продолжил Т.Санакулов.

Талиб Санакулов говорит об Узбекистане, Таджикистане, Киргизии. Эти страны еще пять лет назад усиленно закупали из Казахстана зерно и муку, но затем, подумав, руководство решило, что достаточно будет покупать лишь пшеницу, а из нее уже на месте производить муку. Так же выгоднее, и пошли расти ближе к казахстанской границе с их стороны новые мельничные комплексы, а наши перерабатывающие предприятия начали банкротиться.

- Костанайская область может обходиться без мельницы, ведь региону нужно в 11 раз меньше, чем мы производим. Но хотелось, чтобы мельничный бизнес мы не потеряли, чтобы промышленность у нас развивалась, и были серьезные показатели в нашей области, - поясняет он.

Удержаться на плаву костанайскому мукомолу помогает хорошо поставленный менеджмент, долгосрочные договоры и, наверное, удача. Ведь мукомольный бизнес активно регулируется лишь рыночными законами.

- В прошлом году вагонный парк был передан в новую организацию, и сразу в разы поднялись тарифы - это дополнительные затраты, и мы не смогли работать с Пакистаном - увеличилась стоимость муки, - отмечает учредитель ТОО «Алтын май».

Талиб Санакулов продолжает, его бизнес спасает еще и высокое качество пшеницы, выращиваемой в Костанайской области. Ее обычно закупают как улучшитель, добавляя ее в партии для повышения качества производимой продукции. Как правило, содержание клейковины в пшенице - не меньше 25-26%.

- Для того, чтобы со всей этой ситуации выйти - нужна серьезная государственная поддержка. Может быть один из вариантов - субсидии на каждую тонну экспортируемой муки. Тогда будут сохранены рабочие места, налоги и другие социальные вопросы, - говорит собеседник.

Много муки - много проблем

Новость на Казах-зерно:При этом для мукомолов Казахстана предстоящий год будет легче, чем прошлый, отмечает Талиб Санакулов. А вот министр сельского хозяйства страны таких прогнозов в отношении мукомольного бизнеса не делает. По его мнению, в Казахстане построено слишком много мельниц и многие из них сегодня простаивают. Об этом Асылжан Мамытбеков недавно заявил на брифинге. Он отмечает, что профицит мельничных мощностей составляет до 60 процентов.

-У нас есть огромный профицит мельничных мощностей. В свое время, не учитывая наши возможности, предприниматели не без помощи государственных программ сплошь и рядом открывали мельницы без предварительной проработки своих рынков. Они на сегодня простаивают, - заявил министр сельского хозяйства.

Сегодня владельцам мельниц, желающим работать, Министерство сельского хозяйства предлагает пересмотреть возможность реорганизации производственных цехов под новую обработку зерна.

- Это рынок. Скорее всего, будут банкротиться. Нужно перепрофилировать эти предприятия. Кто-то смотрит возможности на глубокую переработку. К примеру, есть предприятия, которые мелют до 100 тысяч тонн зерна - это «Номад» в Караганде - они сейчас ищут способы, чтобы муку продавать не мукой, а переходить на более глубокие переделы, - заявил он.

В аграрном ведомстве процесс ликвидации называют рыночным явлением. Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков заявил, в таком количестве мельниц страна не нуждается. Ведь загруженность их составляла не более двух третьих от полной мощности.

Без муки: не туды и не сюды

Заместитель акима Костанайской области Базыл Жакупов судьбой костанайских мельников в эти дни серьезно озабочен. Ведь в регионе их действует 99. Всего два с половиной года назад мельниц в регионе было 150.

- Уменьшение связано с тем, что сегодня начали строиться большие мельничные комплексы с более современным оборудование, которое выпускает качественную муку. И, соответственно, те старые советские мельничные комплексы себя просто изжили. И ушли мелкие мельницы по 5 тонн, 10 и 15. Конечно, уменьшение мельниц - это нам не на пользу. Это рабочие места, социальный и подоходные налоги, отруби и так далее, поэтому мы должны решить проблемы наших мукомолов на уровне республики, - говорит Б.Жакупов.

В год они могут производить до 1 миллиона тонн муки, а то и выше, но не пытаются. Продавать такое количество муки зачастую некуда. Вот и стоят они, работая лишь в пол силы, или стопроцентно лишь в осенне-зимнее время.

Пользу мельницы Костанайской области приносят существенную: и рабочие места, и налоги, и вообще показатели, как ни крути. В 2012 году региональные мельницы намололи больше 970 тысяч тонн муки. С учетом общей потребности костанайцев - 88 тысяч тонн муки в год - перепроизводство в 11 раз. При этом доля области в республиканском показателе по экспорту муки в 2012 году составила 31% - и этим показателем регион может по праву гордиться.

-Мы все заинтересованы в том, чтобы наше сырье перерабатывалось у нас. У нас другого выхода нет, как поддерживать мукомолов, - заключил Б. Жакупов.

В начале текущего года в Костанайской области, из-за высоких цен на зерно, владельцы мельниц значительно сократили объемы своего производства. К примеру, за два месяца 2013 года, по данным областного управления сельского хозяйства, было произведено почти 36 тысяч тонн муки. А отгружено зерна на экспорт 92 тысячи тонн. Это на 214 процентов меньше, чем в 2012.

Сегодня цифры изменились в лучшую сторону. Появилось зерно нового урожая. Согласно данным опять-таки управления сельского хозяйства, Костанайская область произвела почти 600 тысяч тонн муки. На 15 процентов меньше прошлогоднего показателя. Отгрузила на экспорт уже 269 тысяч тонн - это, кстати, на 57 процентов меньше 2012 года. В пределах Казахстана Костанайская область продала почти 74 тысячи тонн муки, что на 72 процента меньше цифр прошлого года.

Мучительно больно

Заместитель директора ТОО «ҚАЗАҚ ҰНЫ» Кайрат Кумар не скрывает, как иной раз мучительно больно заниматься производством продукта №1, особенно в плане его продаж. На рынке предприятие с 1995 года. В сутки мельница может перерабатывать 240 тонн. Оборудование новое, рабочие грамотные, казалось бы, при такой основательной базе работай себе и зарабатывай, места новые соз­давай, налоги государству плати - процветай, короче. Но нет. Из-за сложившейся на рынке ситуации на расширение идти не готовы.

- Мы постоянно работаем на грани. Наша мука выходит значительно дороже не потому, что себестоимость высокая, ее просто далеко везти. Транспортные расходы очень много «съедают». Мы, когда начали продавать муки в Эмираты, к примеру, сама мука у нас стоила 200-220 долларов за тонну, а транспортировка обходилась нам 250 долларов, - пояснил он.

Новость на Казах-зерно:Причину этих мук с мукой Кайрат Кумар видит, прежде всего, в стремительном сокращении рынка и логистики. Это одна из главных проблем. Например, транспортировка в направлении Китая (и через Китай) сегодня крайне проблематична. Проблемы и в погранпереходах, и в пропускной способности самих дорог. И здесь вариантов нет - надо совершенствовать систему перевозок и увеличивать количество железнодорожных вагонов, говорит он.

- Мы не сможем перемолоть самостоятельно весь производимый в регионе объем зерна, а если и сможем, то вывезти - не вывезем. У нас не хватит вагонов. Работа министра сельского хозяйства курировать вопросы сельского хозяйства, а мука и зерно - это и есть продукты сельского хозяйства, то есть, на мой взгляд, он должен заниматься решением вопроса нехватки вагонов, а не говорить, что у нас вагонов нет, поэтому нам не нужно лишнее зерно, - подчеркнул К.Кумар.

Повышение акцизного налога на ввоз муки из Казахстана в Узбекистан на 15 процентов снизило экспорт муки в 1013 году в эту страну на 45%. По мнению Кайрата Кумар, спасти ситуацию сможет лишь принятие межправительственных соглашений между Казахстаном и теми странами, куда экспортируется продукция зерновой отрасли. Без подобных соглашений, без тщательно проработанной налоговой политики и других мер государственной поддержки о счастливом будущем мукомолов можно забыть.

- Может быть, нам стоит ввести подобные акцизы на овощи или другие продукты, которые приходят из Узбекистана. Если мы будем об этом говорить, над этим работать, то можно вообще добиться исключения этих акцизов, - добавил мукомол.

По мнению собеседника, для мукомолов заявление министра сельского хозяйства страны - тревожный звонок. Область, по его мнению, с закрытием мельниц может потерять не только традиционные рынки сбыта муки - неизбежны и социальные потери. Мукомольная промышленность в регионе - более 5 тысяч рабочих и специалистов. С семьями - 30 тысяч. Плюс сопутствующие производства. Например, изготовление мешков для упаковки муки. Заказы полиграфическим предприятиям на этикетки для этих мешков составляют 60 процентов годовых доходов. Если нынешнюю ситуацию не менять, остановки и банкротства части предприятий не избежать. А цепочка потянется намного дальше.

Этот бизнес очень перспективный. Казахстану не стоит на него махать рукой. Мы находимся в зоне, где это сырье выращивается, мы сидим на этом зерне, и лучше нас никто не должен работать, - подчеркивает мужчина.

Главный риск при экспорте муки сегодня - исключительная волокитость рынка. Пока заключил контракт, пока привез зерно, пока перемолол - цена «убежала».

Мукомолам, конечно же, хотелось бы, чтобы поставки муки имели приоритет по сравнению с зерновыми контрактами. Но, к сожалению, так получается не всегда.

Да и между собой мукомолы не особо дружат. Хотя, если подумать, возможно, если нескольким, к примеру, мелким мельницам объединиться, то с общим объемом им будет легче выйти на рынок.

- Шансов у маленьких мельниц нет. Себестоимость играет ключевую роль. Бывают периоды, когда мы работаем, ничего не зарабатывая. Ни банки, ни государство денег вам не дадут, нам нужно это самим делать. Выживут сильнейшие, - подытожил он.

Без грамотной, реальной помощи государства, отмечают костанайские мукомолы, экспортоориентированная отрасль, производящая продукт №1, рискует и, правда, остаться в не удел, а это грозит непредсказуемыми последствиями.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)